Съемные грузозахватные приспособления часть 3
Съемные грузозахватные приспособления часть 3
Лекции из курса стропальщиков и зацепщиков
К съемным грузозахватным приспособлениям относится и тара.
Тара должна изготовляться по ГОСТам, нормалям и другим нормативным документам.
К заявлению на разрешение изготовления металлических СГП должны прикладываться документы о наличии на предприятии условий для изготовления, квалифицированных сварщиков и соответствующего контроля готовых изделий.
Требования к таре:
Требования к таре изложены в ГОСТе 12.3.010
- Тара должна быть такого объема, чтобы при полном ее заполнении, не смогла произойти перегрузка крана;
- Соответствие стандарта;
- Прочность и надежность для перемещения грузов;
- Малый вес, по сравнению с весом поднимаемого груза;
- Простота в конструкции, и удобство в обслуживании;
- По возможности автоматизация строповки и расстроповки грузов;
- Соответствие технологического процесса, технологическим картам и проектам производства работ.
Траверсы
Должны быть рассчитаны на сжимающие и растягивающие нагрузки от поднимаемого груза.
Захваты
Это более совершенные из СГЗП, так как зачастую процесс строповки и расстоповки грузов автоматизирован и сокращается с их применением рабочий труд.
Распространение получили на предприятия с однотипными грузами
На концах строп могут крепиться различные приспособления: крюки, струбцины, винтовые захваты, зажимы для металлопроката и другие приспособления
Сведения об изготовленных СГП должны заноситься в регистрационный журнал.
В отличие от строп ГЗП из металла могут ремонтироваться, но только на предприятиях, имеющих лицензию, после ремонта – подвергаться испытаниям.
Маркировка рекомендуется ставить методов вдавливания.
Для перемещения опасного груза – взрывоопасного, ядовитого, нужна лицензия. Требования, чтобы при падении тары, она не повредилась, и не произошло порча перемещаемого груза.
Эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений
На каждом предприятии и в каждом подразделении должен быть назначен ответственный за исправное состояние ГЗП.
Ответственный за исправное состояние кранов должен следить за исправным состоянием съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Эту обязанность могут возложить на любого из И;ТР, аттестованных по Правилам краны - ПБ 10-382-00
Ответственный за безопасное производство работ кранами обязано проверять СГП перед выдачей в работу. Не допускать к работе немаркированные, неисправных и не соответствующих грузоподъемности и допустимого угла между ветвями строп для поднимаемого груза.
Стропальщики и зацепщики перед каждым применение СГП должны произвести внешнюю выбраковку СГП.
Стропы должны храниться вотапливаемом помещении, каждый под своим номером на стенде.
Запрещается стропы оставлять в нагруженном состоянии даже на короткие перерывы в работе.
Забракованные стропы нужно убирать с места производства работ.
Не допускаются к работе по внешней выбраковке строп:
- Не маркированные;
- И;меют оборванную прядь;
- Оборванный сердечник (пенька видна из каната);
- Выпучивание или вдавливание пряди каната;
- узлы;
- если на крюках не имеется предохранительных скоб;
- раздавливание прядей;
- перегибы;
- фонари;
- если стропы побывали в пожаре, или по ним прошла электрическая дуга.
Ответственный за исправное состояние СГП должен проводить технический осмотр ГЗП по инструкции предприятия, составленной согласно требованиям Правил и Методических рекомендаций по техническому освидетельствованию грузозахватных приспособлений/
Стропы должны смазываться канатной смазкой 1 раз в месяц.
МДС 12-31.2007
в сроки:
- стропы 1 раз в 10 дней, кроме редко используемых (оформляются приказом) и проверяются перед выдачей в работу;
- клещи, тара, траверсы и захваты 1 раз в месяц;
Технический осмотр ГЗП (МДС 12-31 2007г)
7.1. Перед осмотром грузозахватные приспособления и тару очищают (щетками, сжатым воздухом и т.п.) от грязи и ржавчины, натеков отработанных масел и т.п.
7.2. Осмотру подлежат конструкции в целом грузозахватных приспособлений и тары, базовые детали (рамы, корпуса, балки и т.п.), крепежные соединения: разборные (болтовые, винтовые и т.п.) и неразборные (сварные, заклепочные и т.п.), соединительные детали (звенья цепных строп, проушины, кольца, серьги, коуши, валы, петли и т.п.), крюки и детали их подвесок, канаты (тросы) и их соединения.
При осмотре выявляют следующие дефекты грузозахватных приспособлений и тары: трещины, коррозию, износ и неисправности в механизмах и фиксирующих устройствах.
7.3. Выявляют общие и местные деформации конструкций в целом, базовых и соединительных деталей.
При необходимости для выявления деформаций проверяют размеры конструкций и деталей стандартными и специальными инструментами с точностью измерений до 1 мм.
7.3.1. Для оценки деформаций конструкций в целом и базовых деталей проверяют геометрическую форму (параллелепипед, цилиндр и т.п.), габариты, размеры по диагонали, отклонения от плоскостности, от прямолинейности в плоскости, от соосности, от симметричности.
Деформации считаются недопустимыми, если превышают допуски, указанные на чертежах. При отсутствии чертежей геометрические размеры конструкций в целом и базовых деталей не должны отличаться от первоначальных более чем на 3 %.
7.3.2. Деформации соединительных деталей недопустимы, если геометрические размеры деталей (длина, ширина и т.п.) отличаются от предельных по чертежу или на 3 % от первоначальных (при отсутствии чертежей).
7.3.3. Выявляют местные деформации - вмятины, погнутости, разрывы, изломы, вырубки, расслоения металла и другие механические повреждения на поверхности элементов конструкции и деталей.
Площадь вмятин и других повреждений в элементах металлических конструкций не может, как правило, быть более 10 см2.
Размеры вмятин в тонкостенных элементах металлоконструкций в глубину и в длину не должны превышать соответственно половины и троекратной толщины.
7.4. Выявляют трещины в основном металле и в сварных швах элементов конструкции и деталей.
Признаками скрытых трещин могут быть ржавчина, выходящая на поверхность металла, шелушение краски, подтеки и другие.
Для выявления трещин используют лупы, применяют способы смачивания, снятия стружки, методы и приборы дефектоскопии поГОСТ 14782.
При выявлении трещин в грузонесущих элементах и деталях съемные грузозахватные приспособления и тара изымаются из эксплуатации.
7.5. Степень поражения металлоконструкции коррозией оценивают по уменьшению толщины элементов и деталей вследствие коррозии.
И;змерение толщины производится с помощью сверления отверстий или приборами - толщиномерами.
Уменьшение толщины элементов и деталей вследствие коррозии более чем на 7 % не допускается.
7.6. Степень износа трущихся поверхностей оценивают по изменению размеров деталей, по величине зазоров, люфтов и т.п.
И;змерения выполняют без разборки или с частичной разборкой узлов и механизмов с применением стандартного и специального измерительного инструмента (штангенциркулей, скоб, шаблонов, щупов, люфтомеров и т.п.).
И;знос недопустим, если его величина достигла предельного значения, указанного в конструкторской документации.
При отсутствии конструкторской документации руководствуются следующими указаниями:
нормы браковки канатных и цепных стропов приведены в приложении 15Правил;
износ грузовых проушин, рымов, фитингов, колец, петель, цапф не должен превышать 10 %;
износ осей, пальцев, валов не должен превышать 3 % первоначального диаметра.
Осевое перемещение калибра (пробки или втулки) относительно проверяемой детали при износе конических соединений может быть не более 2 мм.
Допустимый зазор в изношенном сопряжении вал-втулка не должен превышать 2 - 2,5 зазора по сравнению с неизношенным сопряжением.
7.7. Крепежные соединения подлежат выбраковке, если при их осмотре и проверке (простукиванием молотком и другими способами) выявлены дефекты (смятие и срез металла, срыв резьбы и т.п.) и неустранимое ослабление соединений.
7.8. Дефекты в механизмах захватов, замковых и фиксирующих устройств (стропов, защелок, фиксаторов и т.п.), люков, крышек и т.п. выявляют, проверяя путем испытаний, четкость, надежность и своевременность их срабатывания.
Съемные грузозахватные приспособления и тара с выявленными дефектами в этих механизмах должны быть изъяты из эксплуатации до проведения необходимого ремонта.
7.9. При осмотре и оценке технического состояния стальных канатов для съемных грузозахватных приспособлений выявляют: обрывы проволок, разрывы прядей, износ, коррозию и остаточные деформации канатов.
Для выявления дефектов применяют методы неразрушающего контроля поГОСТ 7512,ГОСТ 14782(приборы - дефектоскопы, инструмент - штангенциркули и т.п.).
Нормы и методы браковки приведены в приложении 13Правили вРД 03-348.
7.10. Осмотр и оценку технического состояния стропов общего назначения производят согласно требованиямРД 10-33с изменениями (РД 10-231-98 Госгортехнадзора России), а специального назначения (для строительства) - поГОСТ 25573.
7.11. Осмотр и оценку технического состояния грузозахватных приспособлений производят по методикам, разрабатываемым инженерно-техническими работниками и утверждаемым главным инженером строительной организации (предприятия-владельца).
В методике устанавливают выбраковочные параметры и их значения, способы осмотра и измерений, измерительный инструмент, приборы и т.п.
7.12. При удовлетворительных результатах осмотра и оценки технического состояния допустимая грузоподъемность длительно эксплуатирующихся съемных грузозахватных приспособлений и тары может быть по согласованию с разработчиком снижена.
7.13. Результаты осмотра и оценки технического состояния съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в Журнал технических освидетельствований (см.раздел 5).
В Журнале регистрируют: наименование и номер грузозахватного приспособления и тары; дату осмотра; фамилию и подпись ответственного инженерно-технического работника, разрешившего их дальнейшую эксплуатацию.
Если принято решение о снижении грузоподъемности, то в Журнале об этом делают соответствующую запись и наряду со старой указывают новую грузоподъемность съемного грузозахватного приспособления и тары.
Если съемное грузозахватное приспособление и тара изымаются из эксплуатации по результатам осмотра и оценки технического состояния, то в Журнале регистрируют их дефекты и подпись ответственного инженерно-технического работника, проводившего осмотр.
7.14. И;зъятые из эксплуатации грузозахватные приспособления (неисправные, а также не имеющие бирок-клейм) должны быть удалены с мест производства работ. Не допускается также нахождение в местах производства работ немаркированной и неисправной тары.