Съемные грузозахватные приспособления часть 2
Съемные грузозахватные приспособления часть 2
Стропы из цепей и текстильные стропы
Предназначены для строповки грузов и навешивание на крюк крана.
Стропы из цепей
Стропы из цепей одинаковой грузоподъемности со стропами из стального каната, имеют меньшую толщину, что намного удобнее в работе для строповке груза.
Преимущества:
- не боятся острых кромок груза
- компактны
- гибкие и удобные при погрузочно-разгрузочных работах;
- не имеют остаточной деформации после перегибов;
- долговечность в работе делают цепные стропы универсальными в применении;
- они могут работать при повышенных температурах, поэтому применяются в горячих цехах;
- могут работать в агрессивных средах;
- не приходят в негодность от забоин, разрушения внешнего слоя;
- при износе звенья цепей удлиняются, что сразу является видимой причиной для выбраковки;
- безопасные в работе:
- а) так как рвущийся стальной канат непредсказуем и может травмировать близко находящихся стропальщиков,
- б) не имеют колков и заусенцев
Недостатки:
- дороговизна;
- боятся динамических нагрузок;
- значительный вес.
Изготовление
Для строп используются круглозвенные цепи с коэффициентом запаса прочности не менее 4
Класс прочности из цепей Т{8) по ТУ 3150-001-52466920-2005
Класс прочности из цепей Т(10)
Все комплектующие цепей должны быть одного класса прочности
Браковка цепных стропов – нормы и правила
Выбраковка цепных стропов, произведенных согласно ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005
- При отсутствии и повреждении бирки стропа, а также при отсутствии паспорта на строп
- При нечитаемости маркировочных обозначений на элементах стропа
- При разности длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм - выбраковка стропа обязательна
- В случае удлинения звена цепи, соединительных звеньев и подвесок более чем на 5% от первоначального их размера
- Если вследствие износа уменьшился диаметр сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%
- При отсутствии предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа
При обнаружении любого из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп, дальнейшее использование небезопасно.
Самостоятельный ремонт цепных стропов запрещен.
Выбраковка конструкционных элементах цепного стропа (таких как скобы, крюки, соединительные звенья и т.п.) недопустимы:
- трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
- износ поверхности и вмятины, которые приводят к уменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
- деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 5%
- Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений - это явный признак необходимости браковки строп.
Также следует соблюдатьсроки эксплуатации цепных строп
Сейчас стали употреблять импортные стропы, так как при одной и той же грузоподъемности, они имеют меньший диаметр, соответственно и меньший вес.
Стропы текстильные
Стропы на текстильной основе завоевали вначале Запад, а потом постепенно стали применять и у нас.
Преимущества:
- компактность;
- не имеют опасных колков, как в стальном канате и с ними можно работать без рукавиц, при работе со стальными канатами, стропальщики должны работать в брезентовых рукавицах;
- не портят поднимаемый груз
- малый вес;
- удобство работы;
- эстетичны и не имеют смазки.
Недостатки:
- высокая стоимость. В основном для изготовления строп на текстильной основе применяется импортный материал. Из наших синтетических материалов максимальная грузоподъемность строп 2.5 т, в то время как из полистерового импортного материала стропы имеют г/п. 15 т.;
- малый срок службы. Гарантийный срок у них 1 месяц;
- малая упругость при эксплуатации стропы удлиняются, по сертификату на 6%;
- накапливают статическое электричество, и применять их при транспортировке взрывоопасных грузов нельзя;
- повреждение строп об острые углы груза, заусенцы, шероховатости
- абразивный износ – между нитей попадает пыль, что дает дополнительный износ;
- старение – под воздействием атмосферных осадков, солнца, поэтому запрещается стропы оставлять подвешенными на кране.
- сложно производить выбраковку строп на текстильной основе.
Изготовление и эксплуатация должна соответствовать РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации»
Данный руководящий документ разработан позднее Правил ПБ 10-382-00 и РД 10-33-93. Он включает требования международных требований к стропам на текстильной основе, имеет значительные расхождения с основными требованиями Правил.
Отличия:
- расчет строп производят с коэффициентом запаса прочности 7, а в Правилах - 8
- подсчет усилий действующих на многоветвевые стропы производят с учетом угла между ветвями строп не 90,º а 120º (приближенно к ISO-4878)
- требования к ленте принимается по ISO-4878
Методы контроля и испытаний кардинально не отличаются от изложенных в ПБ10-382-00 и РД10-33-93, добавлены контрольные испытания дополнительных образцов в партии лент на 250 строп нагрузкой превышающей грузоподъемность стропа в 7 раз и выдержанной под нагрузкой 10 мин.
Маркируются текстильные стропа специальной пришиваемой биркой, на которой обозначено: (данные приближены к требованиям ISO- 4878)
Маркировка текстильных строп:
- товарный знак предприятия-изготовителя и его адрес,
- тип и условные обозначения,
- материалы ленты,
- грузоподъемность стропа (разрешается добавлять грузоподъемность при различных способах строповки),
- длина,
- дата испытания,
- порядковый номер по системе изготовления,
- обозначение РД в соответствии, с которым изготовлен.
Для увеличения службы текстильных строп применяются защитные чехлы, прокладки, уголки.
Текстильные стропа снабжаются паспортом. В связи с тем, что РД24-СЗК-01-01 пока мало доступно, то в паспорте (образец также изложен в РД) определены указания мер безопасности при эксплуатации данных строп, транспортировке и хранении, а также нормы и правила браковки.
Осмотр стропов производится в соответствии с
ПБ10-382-00 (каждые 10 дней или перед выдачей в работу ежедневно)
Выбраковка текстильных строп
Не допускаются к работе стропы, у которых:
- отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию, приведенную в разделе 7 настоящего РД;
- имеются узлы на несущих лентах стропов;
- поперечные разрезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
- продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от длины ленты ветви стропа, а так же единичные порезы или разрывы длинной более 50мм;
- местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
- местные расслоения лент стропа в месте заделки краев на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки)концов лент;
- поверхностные обрывы нитей ленты общей длинной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) об острые кромки груза;
- повреждения лент от воздействия химических веществ (кислот, щелочей, растворителей, нефтепродуктов и т.п.) общей длиной более 10% от ширины ленты или длинны стропа, а также единичные повреждения более 10% от ширины лены и длиной более 50мм;
- "выпучивание" нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% от ширины ленты;
- сквозные отверстия диаметром более 10% от ширины ленты от воздействия острых предметов;
- прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты, независимо от диаметра отверстий;
- загрязнения лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т.д.) более 50% от длины стропа;
- совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% от ширины и длинны стропа;
- "размочаливание" или износ более 10% ширины петель стропа.