Съемные грузозахватные приспособления часть1
Съемные грузозахватные приспособления часть1
Съемные грузозахватные приспособления (СГП) предназначены для строповки груза, они навешиваются на крюк крана и при помощи них груз перемещается краном.
Съемные грузозахватные приспособления
Включают стропы, захваты, траверсы и тара.
Требования к изготовлению
СГП должны изготовляться по ГОСТам, нормалям, ТУ, и Правилам по кранам ПБ 10-382-00. Завод изготовитель должен иметь разрешение на изготовление СГП (лицензию).
РД 10-33-93 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.
Для получения разрешения завод-изготовитель должен представить в Ростехнадзор:
Всю докуметацию, перечисленную в п. 2.1 документа.
Стропы изготовленные для сторонних организаций должны снабжаться паспортом.
С вступлением в силу административного регламента, установившего обязательное наличие заключения экспертизы промышленной безопасности или сертификата соответствия, разрешение на изготовление съемных грузозахватных приспособлений от Ростехнадзора обязательно.
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА СЪЕМНОГО ГРУЗОЗАХВАТНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
1. Общие сведения:
наименование (тип), обозначение;
заводской номер;
дата изготовления;
номер нормативного документа (технических условий);
предприятие-изготовитель и его адрес;
разрешение (лицензия) на изготовление;
состав и комплект поставки.
2. Чертеж (эскиз, схема) общего вида с указанием основных размеров.
3. Технические данные и характеристики:
грузоподъемность, т (кН);
собственная масса, кг;
коэффициент запаса прочности;
прочие технические данные и характеристики.
4. Описание конструкции.
5. Инструкция по эксплуатации.
6. Инструкция по техническому освидетельствованию.
7. Ведомость запасных частей.
8. Гарантийные обязательства.
9. Свидетельство о приемке (дата испытаний).
Испытания
СГП должны быть испытаны после изготовления на заводе-изготовителе нагрузкой на 25% выше грузоподъемности.
Внешней выбраковке подвергаются 100% ГЗП, а испытание статической нагрузкой разное количество из изготовленной партии одного материала согласно ГОСТА.
Например по РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых
. Количество контрольных образцов, подвергаемых механическим испытаниям при производстве стропов, звеньев партиями (в партию входят однотипные по материалу, грузоподъемности, типу и исполнению изделия) должно быть:
- четыре образца из партии более 200 штук;
- три образца из партии от 100 до 200 штук;
- два образца из партии до 100 штук.
Поэтому перед эксплуатацией новых строп их рекомендуется нагрузить грузом 100% грузоподъемности и произвести не менее 3 раз каждого рабочего цикла на максимальных скоростях.
Стропы при эксплуатации не ремонтируются и не испытываются.
После испытания все Съемные грузозахватные приспособления маркируются и снабжаются паспортом.
Маркировка строп
Каждый элемент строп должен иметь свою маркировку крюк, соединительное звено, каждый калибр цепей и т.д.
Все стропы имеют маркировочные бирки, на которых указываются:
- наименование предприятеля-изготовителя и его товарный знак;
- заводской номер стропа;
- грузоподъемность;
- дату испытания на заводе-изготовителе (месяц, год).
Допускается указывать длину стропа и его обозначение.
Стропы
Подразделяются по материалу изготовления:
- Стропы из стального каната;
- Стропы из цепей;
- Стропы из пенькового каната, текстильные и искусственного каната.
По конструкции:
- универсальные;
- одноветвевые;
- многоветвевые;
- бронированные.
Тип стропа |
УСК1 |
ВК |
УСК2 |
1СК |
2СК |
3СК |
4СК |
г/п |
от 0,5 т |
от 0,5 т |
от 1,0т |
от 0,5 т |
от 0,63 т |
от 0,63 т |
от 1,25 т |
Вид стропа |
Стропы из стального каната
Рекомендуют для строповки грузов до 3-х тонн.
Они должны изготовляться из канатов крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688, ГОСТ 7668 и ГОСТ 7669.
В расчете строп применяется коэффициент запаса не менее 6, число ветвей строп – 3, (так как распределение натяжения в ветвях строп затрудняется с увеличением ветвей), и угол между ветвями строп для строп общего назначения 90º, специальные для груза, фактический угол.
Петля на стропах, соприкасающая с кольцами, соединительными звеньями, петлями на грузе, должна быть защищена коушем. п. 2.7.3 Правил
Соединение канатов в стропах
Образование петли в стропах п. 2.7.3 Правил должна быть выполнена:
Рис 2
с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
- с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
- путем заливки легкоплавким сплавом;
- другим способом в соответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).
Рис 2 Канаты, заделанные в петлю (а), на коуш (б), гнльзово-клиновым соединением (в), разъемным соединением (г), то же, в муфту (д), на коуш с использованием металлической гильзы (е), клиновой зажим (ж): 1 — канат, г —коуш. 3. 5, 12 — гильзы, 4 — клиновидный конец рычага, 6 — эксцентриковый рычаг, 7, 11 — оси, 8 — съемная скоба, 9 — муфта, 10 — щеки
Изготовление строп должно соответствовать требований Правил и РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых
Преимущества канатных стропов:
- высокая прочность,
- относительная долговечность,
- простота в изготовлении,
- простота в эксплуатации,
- разрушаются не мгновенно,
- не боятся динамической нагрузки,
- невысокая стоимость.
Недостатки канатных стропов:
- при неправильной строповке могут повредить поверхность груза,
- относительно жесткие,
- достаточно большой вес и как следствие неудобство использования,
канаты в смазке, могут загрязнять груз