Система тестирования для предприятий   
 

Съемные грузозахватные приспособления часть 3

Съемные грузозахватные приспособления часть 3

Съемные грузозахватные приспособления часть 3

Лекции из курса стропальщиков и зацепщиков

К съемным грузозахватным приспособлениям относится и тара.

Тара должна изготовляться по ГОСТам, нормалям и другим нормативным документам.

К заявлению на разрешение изготовления металлических СГП должны прикладываться документы о наличии на предприятии условий для изготовления, квалифицированных сварщиков и соответствующего контроля готовых изделий.

Требования к таре:

Требования к таре изложены в ГОСТе 12.3.010

  • Тара должна быть такого объема, чтобы при полном ее заполнении, не смогла произойти перегрузка крана;
  • Соответствие стандарта;
  • Прочность и надежность для перемещения грузов;
  • Малый вес, по сравнению с весом поднимаемого груза;
  • Простота в конструкции, и удобство в обслуживании;
  • По возможности автоматизация строповки и расстроповки грузов;
  • Соответствие технологического процесса, технологическим картам и проектам производства работ.

Траверсы

Должны быть рассчитаны на сжимающие и растягивающие нагрузки от поднимаемого груза.

Захваты

Это более совершенные из СГЗП, так как зачастую процесс строповки и расстоповки грузов автоматизирован и сокращается с их применением рабочий труд.

Распространение получили на предприятия с однотипными грузами

На концах строп могут крепиться различные приспособления: крюки, струбцины, винтовые захваты, зажимы для металлопроката и другие приспособления

Сведения об изготовленных СГП должны заноситься в регистрационный журнал.

В отличие от строп ГЗП из металла могут ремонтироваться, но только на предприятиях, имеющих лицензию, после ремонта – подвергаться испытаниям.

Маркировка рекомендуется ставить методов вдавливания.

Для перемещения опасного груза – взрывоопасного, ядовитого, нужна лицензия. Требования, чтобы при падении тары, она не повредилась, и не произошло порча перемещаемого груза.

Эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений

На каждом предприятии и в каждом подразделении должен быть назначен ответственный за исправное состояние ГЗП.

Ответственный за исправное состояние кранов должен следить за исправным состоянием съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Эту обязанность могут возложить на любого из И;ТР, аттестованных по Правилам краны - ПБ 10-382-00

Ответственный за безопасное производство работ кранами обязано проверять СГП перед выдачей в работу. Не допускать к работе немаркированные, неисправных и не соответствующих грузоподъемности и допустимого угла между ветвями строп для поднимаемого груза.

Стропальщики и зацепщики перед каждым применение СГП должны произвести внешнюю выбраковку СГП.

Стропы должны храниться вотапливаемом помещении, каждый под своим номером на стенде.

Запрещается стропы оставлять в нагруженном состоянии даже на короткие перерывы в работе.

Забракованные стропы нужно убирать с места производства работ.

Не допускаются к работе по внешней выбраковке строп:

  • Не маркированные;
  • И;меют оборванную прядь;
  • Оборванный сердечник (пенька видна из каната);
  • Выпучивание или вдавливание пряди каната;
  • узлы;
  • если на крюках не имеется предохранительных скоб;
  • раздавливание прядей;
  • перегибы;
  • фонари;
  • если стропы побывали в пожаре, или по ним прошла электрическая дуга.

Выбраковка стропВыбраковка стропВыбраковка строп

Ответственный за исправное состояние СГП должен проводить технический осмотр ГЗП по инструкции предприятия, составленной согласно требованиям Правил и Методических рекомендаций по техническому освидетельствованию грузозахватных приспособлений/

Стропы должны смазываться канатной смазкой 1 раз в месяц.

МДС 12-31.2007

в сроки:

  • стропы 1 раз в 10 дней, кроме редко используемых (оформляются приказом) и проверяются перед выдачей в работу;
  • клещи, тара, траверсы и захваты 1 раз в месяц;

Технический осмотр ГЗП (МДС 12-31 2007г)

7.1. Перед осмотром грузозахватные приспособления и тару очищают (щетками, сжатым воздухом и т.п.) от грязи и ржавчины, натеков отработанных масел и т.п.

7.2. Осмотру подлежат конструкции в целом грузозахватных приспособлений и тары, базовые детали (рамы, корпуса, балки и т.п.), крепежные соединения: разборные (болтовые, винтовые и т.п.) и неразборные (сварные, заклепочные и т.п.), соединительные детали (звенья цепных строп, проушины, кольца, серьги, коуши, валы, петли и т.п.), крюки и детали их подвесок, канаты (тросы) и их соединения.

При осмотре выявляют следующие дефекты грузозахватных приспособлений и тары: трещины, коррозию, износ и неисправности в механизмах и фиксирующих устройствах.

7.3. Выявляют общие и местные деформации конструкций в целом, базовых и соединительных деталей.

При необходимости для выявления деформаций проверяют размеры конструкций и деталей стандартными и специальными инструментами с точностью измерений до 1 мм.

7.3.1. Для оценки деформаций конструкций в целом и базовых деталей проверяют геометрическую форму (параллелепипед, цилиндр и т.п.), габариты, размеры по диагонали, отклонения от плоскостности, от прямолинейности в плоскости, от соосности, от симметричности.

Деформации считаются недопустимыми, если превышают допуски, указанные на чертежах. При отсутствии чертежей геометрические размеры конструкций в целом и базовых деталей не должны отличаться от первоначальных более чем на 3 %.

7.3.2. Деформации соединительных деталей недопустимы, если геометрические размеры деталей (длина, ширина и т.п.) отличаются от предельных по чертежу или на 3 % от первоначальных (при отсутствии чертежей).

7.3.3. Выявляют местные деформации - вмятины, погнутости, разрывы, изломы, вырубки, расслоения металла и другие механические повреждения на поверхности элементов конструкции и деталей.

Площадь вмятин и других повреждений в элементах металлических конструкций не может, как правило, быть более 10 см2.

Размеры вмятин в тонкостенных элементах металлоконструкций в глубину и в длину не должны превышать соответственно половины и троекратной толщины.

7.4. Выявляют трещины в основном металле и в сварных швах элементов конструкции и деталей.

Признаками скрытых трещин могут быть ржавчина, выходящая на поверхность металла, шелушение краски, подтеки и другие.

Для выявления трещин используют лупы, применяют способы смачивания, снятия стружки, методы и приборы дефектоскопии поГОСТ 14782.

При выявлении трещин в грузонесущих элементах и деталях съемные грузозахватные приспособления и тара изымаются из эксплуатации.

7.5. Степень поражения металлоконструкции коррозией оценивают по уменьшению толщины элементов и деталей вследствие коррозии.

И;змерение толщины производится с помощью сверления отверстий или приборами - толщиномерами.

Уменьшение толщины элементов и деталей вследствие коррозии более чем на 7 % не допускается.

7.6. Степень износа трущихся поверхностей оценивают по изменению размеров деталей, по величине зазоров, люфтов и т.п.

И;змерения выполняют без разборки или с частичной разборкой узлов и механизмов с применением стандартного и специального измерительного инструмента (штангенциркулей, скоб, шаблонов, щупов, люфтомеров и т.п.).

И;знос недопустим, если его величина достигла предельного значения, указанного в конструкторской документации.

При отсутствии конструкторской документации руководствуются следующими указаниями:

нормы браковки канатных и цепных стропов приведены в приложении 15Правил;

износ грузовых проушин, рымов, фитингов, колец, петель, цапф не должен превышать 10 %;

износ осей, пальцев, валов не должен превышать 3 % первоначального диаметра.

Осевое перемещение калибра (пробки или втулки) относительно проверяемой детали при износе конических соединений может быть не более 2 мм.

Допустимый зазор в изношенном сопряжении вал-втулка не должен превышать 2 - 2,5 зазора по сравнению с неизношенным сопряжением.

7.7. Крепежные соединения подлежат выбраковке, если при их осмотре и проверке (простукиванием молотком и другими способами) выявлены дефекты (смятие и срез металла, срыв резьбы и т.п.) и неустранимое ослабление соединений.

7.8. Дефекты в механизмах захватов, замковых и фиксирующих устройств (стропов, защелок, фиксаторов и т.п.), люков, крышек и т.п. выявляют, проверяя путем испытаний, четкость, надежность и своевременность их срабатывания.

Съемные грузозахватные приспособления и тара с выявленными дефектами в этих механизмах должны быть изъяты из эксплуатации до проведения необходимого ремонта.

7.9. При осмотре и оценке технического состояния стальных канатов для съемных грузозахватных приспособлений выявляют: обрывы проволок, разрывы прядей, износ, коррозию и остаточные деформации канатов.

Для выявления дефектов применяют методы неразрушающего контроля поГОСТ 7512,ГОСТ 14782(приборы - дефектоскопы, инструмент - штангенциркули и т.п.).

Нормы и методы браковки приведены в приложении 13Правили вРД 03-348.

7.10. Осмотр и оценку технического состояния стропов общего назначения производят согласно требованиямРД 10-33с изменениями (РД 10-231-98 Госгортехнадзора России), а специального назначения (для строительства) - поГОСТ 25573.

7.11. Осмотр и оценку технического состояния грузозахватных приспособлений производят по методикам, разрабатываемым инженерно-техническими работниками и утверждаемым главным инженером строительной организации (предприятия-владельца).

В методике устанавливают выбраковочные параметры и их значения, способы осмотра и измерений, измерительный инструмент, приборы и т.п.

7.12. При удовлетворительных результатах осмотра и оценки технического состояния допустимая грузоподъемность длительно эксплуатирующихся съемных грузозахватных приспособлений и тары может быть по согласованию с разработчиком снижена.

7.13. Результаты осмотра и оценки технического состояния съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в Журнал технических освидетельствований (см.раздел 5).

В Журнале регистрируют: наименование и номер грузозахватного приспособления и тары; дату осмотра; фамилию и подпись ответственного инженерно-технического работника, разрешившего их дальнейшую эксплуатацию.

Если принято решение о снижении грузоподъемности, то в Журнале об этом делают соответствующую запись и наряду со старой указывают новую грузоподъемность съемного грузозахватного приспособления и тары.

Если съемное грузозахватное приспособление и тара изымаются из эксплуатации по результатам осмотра и оценки технического состояния, то в Журнале регистрируют их дефекты и подпись ответственного инженерно-технического работника, проводившего осмотр.

7.14. И;зъятые из эксплуатации грузозахватные приспособления (неисправные, а также не имеющие бирок-клейм) должны быть удалены с мест производства работ. Не допускается также нахождение в местах производства работ немаркированной и неисправной тары.

 
 
  
    

Разделы