Система тестирования для предприятий   
  
    

Материалы для изучения

  
 

Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

Правила  по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 г. Москва

 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»

 

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

 

Председатель
Правительства Российской Федерации                      В.Путин

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458

 

Правила

по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

 

I.   Общие положения

1.  Настоящие Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса (далее - объекты) Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.

       Указанные требования не распространяются на объекты морского (шельфового) базирования и систему информационной безопасности (систему защиты информации) объектов.

2.  Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

"боносетевое заграждение" - плавучее ограждение сетчатого типа, крепящееся на якорях, предназначенное для защиты гидротехнических сооружений (плотина, дамба и др.) от несанкционированных действий, в котором для прохода судов устраиваются ворота (разводная часть);

"водное защитное заграждение" - инженерное ограждение, расположенное над и под поверхностью воды, затрудняющее приближение к гидротехническим сооружениям нарушителя или дистанционно управляемого технического средства;

"запретная зона" - специально выделенная полоса местности, проходящая по периметру охраняемой территории (акватории) объекта и предназначенная для выполнения персоналом физической защиты служебных задач;

"защитная конструкция" - изделие, обладающее повышенными прочностными и ресурсными свойствами, устойчивое к разрушению нормированными механическими воздействиями (предметом, инструментом, оружием, взрывчатым веществом);

"зона обнаружения извещателем" - часть пространства охраняемого объекта, при перемещении в которой человека (объекта обнаружения) или возникновении очага пожара извещатель выдает извещение о проникновении (попытке проникновения) или пожаре;

"извещение о тревоге" - извещение, формируемое системой тревожной сигнализации в состоянии тревоги;

"инженерно-технические средства защиты" - технические средства (преграды, барьеры, инженерные конструкции), препятствующие своими физическими свойствами несанкционированному проникновению на объект и (или) в охраняемую зону (на часть территории, в здание, строение, сооружение, помещение);

"инженерно-технические средства охраны" - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта, предназначенные для предотвращения и (или) выявления несанкционированных действий в отношении объекта;

"категория опасности объекта" - комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения общества и государства, степень потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, а также тяжесть возможных последствий в результате акта незаконного вмешательства для населения, окружающей среды и в целом для государства;

"контрольно-пропускной пункт" - специально оборудованное место для осуществления контроля и управления проходом людей и проездом транспортных средств в порядке, установленном пропускным режимом;

"ложная тревога" - извещение о тревоге, формируемое в результате ошибки, вызванной несанкционированным нажатием ручного вызывного устройства (кнопки), реагированием автоматического устройства на состояние, которое оно не должно обнаруживать, дефектом или отказом элемента системы, ошибочными действиями оператора (пользователя);

"нарушитель" - лицо, пытающееся проникнуть или проникшее в помещение (на территорию), защищенное системой охранной или  охранно-пожарной сигнализации, без разрешения ответственного лица, пользователя, владельца;

"нейтрализация нарушителя" - применение системы физической защиты по отношению к нарушителю, в результате чего он лишается возможности продолжать противоправные действия в отношении объекта;

"охранная зона" - земельные участки, участки недр, воздушного пространства, участки водных объектов и береговых полос водных объектов, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены особые условия использования;

"периметр" - обозначенная граница охраняемой территории охраняемого объекта, оборудуемая инженерно-техническими средствами охраны и контрольно-пропускными пунктами;

"персонал физической защиты" - лица (сотрудники службы безопасности и подразделений охраны), в должностные обязанности которых входит выполнение функций по осуществлению физической защиты на объекте;

"подвижный пост охраны" - часть подразделений охраны, осуществляющая патрулирование объекта с использованием автомобильного транспорта, вертолетов и иных транспортных средств;

"подразделение   охраны" - вооруженное             подразделение,

предназначенное для физической защиты объекта;

"пост технического наблюдения" - сооружение, в котором установлены светотехнические, радиотехнические и оптоэлектронные средства наблюдения (мониторинга) акватории и береговой полосы объекта, предназначенные для обнаружения надводных и прибрежных целей;

"пульт централизованного наблюдения" - составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая в пункте централизованной охраны, для приема от оконечных пультовых устройств или ретрансляторов извещений о проникновении на объекты, служебных и контрольно- диагностических извещений, обработки, отображения, регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи через оконечные пультовые устройства на ретрансляторы и оконечные объектовые устройства команд телеуправления;

"пункт централизованной охраны" - диспетчерский пункт для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов от проникновения нарушителя и пожара с использованием систем передачи извещений о проникновении и пожаре;

"риск" - вероятность причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, в том числе животным или растениям, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу с учетом тяжести этого вреда;

"рубеж охранной сигнализации" - шлейф сигнализации, совокупность шлейфов или лучей (для сигнализации, использующей передачу извещений по радиоканалу), контролирующих охраняемые зоны, территории, здания или помещения (периметр, объем, площадь и подходы к ним) на пути возможного движения нарушителя к материальным ценностям, при преодолении которых выдается соответствующее извещение о проникновении;

"сигнал срабатывания" - электрический сигнал (в том числе в виде разрыва электрической цепи), штатно формируемый техническим средством охраны при вторжении нарушителя в зону обнаружения, а также при нарушении штатной работы средства;

"силовое реагирование" - мероприятия и действия, в том числе с применением физической силы и (или) оружия и специальных средств, подразделения охраны по нейтрализации противоправных действий нарушителя в отношении охраняемого объекта;

"система контроля и управления доступом" - совокупность средств контроля и управления, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью;

"система оперативной связи" - технические средства радиосвязи и проводной связи, предназначенные для оповещения субъекта топливно- энергетического комплекса и подразделений охраны о вторжении нарушителя, возникновении иных нештатных ситуаций на объекте и отдачи распоряжений по реагированию на них;

"система оповещения" - комплекс технических средств охраны, выполняющих функцию одновременного доведения до подразделений речевых сообщений, световых, звуковых сигналов, извещений о тревоге и иных сигналов;

"система освещения" - комплекс технических средств, состоящий из осветительных приборов (светильники, прожекторы), линий электропередачи и программно-аппаратных средств, обеспечивающий устойчивое и бесперебойное освещение в темное время суток охраняемых зданий, строений, сооружений, иных объектов (помещения, отдельные технические устройства и узлы), а также прилегающих к ним территорий и акваторий в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"система охранная телевизионная" - телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения телевизионных изображений с объекта в целях обеспечения его защиты;

"система охранной сигнализации" - совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на объекте, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде;

"система сбора и обработки информации" - программно-аппаратный комплекс радиоканального или проводного типа, обеспечивающий передачу информационных сообщений с технических средств охраны и их прием на пульт централизованного наблюдения, обработку информации, а также выдачу сигналов управления техническим средствам;

"система физической защиты" - совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства;

"сотрудник службы безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" - специалист в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;

"стационарный пост охраны" - место, где сосредоточена часть подразделений охраны и технические средства оповещения о тревоге;

"технические средства охраны" - совокупность автоматизированных систем, осуществляющих технический контроль за безопасностью на объекте, а также вспомогательные и обеспечивающие функции;

"технологическое реагирование" - мероприятия и действия обслуживающего персонала объекта (во взаимодействии с подразделениями охраны) по дистанционному локальному регулированию, которое минимизирует ущерб от акта незаконного вмешательства или несанкционированных действий в отношении объекта;

"уязвимое место" - участок территории или периметра объекта, потенциально (с наибольшей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении этого объекта.

 

II.  Основные положения по реализации защиты объектов

 

3.  Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.

4.  Система физической защиты объекта включает в себя:

а)  персонал физической защиты;

б)  комплекс организационных, административных и правовых мероприятий;

в)  инженерно-технические средства охраны.

5.  Персонал физической защиты составляют сотрудники службы безопасности и подразделений охраны, непосредственно задействованные в выполнении задач по физической защите объекта.

6.  Управление физической защитой объекта осуществляют физические и юридические лица (через службу безопасности), владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектом, во взаимодействии с руководством подразделений всех задействованных видов охраны.

7.  Управление физической защитой объекта включает в себя осуществление следующих мер:

а)  реализация мер по обеспечению безопасности на объекте;

б)  анализ и оценка угроз безопасности объекта, состояния его защищенности, результатов деятельности подразделений охраны и контроля выполнения возложенных на них задач;

в)  руководство разработкой системы обеспечения безопасности и защиты объекта;

г)   организация комплексных и целевых проверок состояния защиты объекта;

д)  организация взаимодействия с диспетчерскими службами объекта, местными, региональными правоохранительными органами и органами исполнительной власти по вопросам обеспечения защиты объекта.

8.  Подразделение охраны объекта осуществляет следующие основные задачи:

а)  защита объекта от актов незаконного вмешательства;

б)  обеспечение на объекте пропускного и внутриобъектового режимов;

в)  предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на объекте;

г)   поиск и задержание лиц, незаконно проникших на объект;

д)  контроль за соблюдением противопожарного режима, а также участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях на объекте.

9.  Служба безопасности и подразделение охраны комплектуются гражданами Российской Федерации в возрасте не моложе 18 лет.

10.Права, обязанности, ответственность персонала физической защиты, а также гарантии его личной безопасности, правовой и социальной защиты определяются соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11.Защита объекта осуществляется подразделениями охраны с помощью стационарных и подвижных постов, а также мобильных групп.

12.Стационарные посты выставляются на контрольно-пропускных пунктах охраняемого объекта и на постах охраны по его периметру.

13.Для контроля за обстановкой внутри и вокруг охраняемого объекта используются подвижные посты охраны и мобильные группы.

14.Мобильные группы могут использоваться для усиления охраны наиболее критических элементов объекта.

15.При получении информации о планируемом нарушителями несанкционированном действии в отношении объекта на участках вблизи критических элементов организуются временные стационарные посты охраны.

16.  Организационные, административные и правовые мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта включают в себя комплекс мер, осуществляемых персоналом физической защиты, а также совокупность регламентирующих эти меры организационно-распорядительных документов.

17.Субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает:

а)  проведение (при необходимости с привлечением специализированных организаций) анализа уязвимости объекта;

б)  разработку и утверждение в установленном порядке организационно-распорядительных документов, регламентирующих вопросы создания (модернизации) и функционирования системы физической защиты объекта;

в)  создание и функционирование системы физической защиты объекта.

18.В целях определения эффективности системы физической защиты объекта проводятся периодически (не реже одного раза в год) учения с оценкой эффективности защиты объекта.

19.К инженерно-техническим средствам охраны относятся:

а)  инженерно-технические средства защиты: инженерные заграждения; инженерные средства и сооружения: контрольно-пропускные пункты;

помещения для размещения подразделений охраны;

б)  технические средства охраны: система охранной сигнализации; система охранная телевизионная; система контроля и управления доступом;

система сбора и обработки информации, включающая подсистему связи и передачи извещений к пультам централизованного наблюдения; технические средства досмотра;

в)  вспомогательные системы: система охранного освещения;

система оповещения о тревоге, чрезвычайной ситуации и др.; система электропитания;

система оперативной связи подразделений охраны.

20.Система физической защиты должна обеспечивать заданный уровень безопасности предотвращения на объекте актов незаконного вмешательства.

 

III. Требования к построению системы

 физической защиты объекта

 

21.Инженерно-технические средства охраны подлежат проектированию (модернизации, реконструкции).

22.Проектирование (модернизация, реконструкция) инженерно- технических средств охраны включает следующие этапы работ:

а)  проведение анализа уязвимости объекта, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов в отношении действующих объектов - оценка эффективности существующей системы физической защиты;

б)  разработка и утверждение технического задания на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта;

в)  разработка проектной документации.

23.Анализ уязвимости объекта в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты объекта осуществляются путем его обследования комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия). Объекты высокой и средней категории опасности обследуются не реже одного раза в год, объекты низкой категории опасности - не реже одного раза в 3 года.

В состав комиссии включаются представители Министерства энергетики Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (по согласованию), а также представители субъекта топливно-энергетического комплекса.

24.Комиссия определяет степень потенциальной опасности отдельных локальных зон объекта и устанавливает:

а)  местоположение и характер потенциально опасных (уязвимых) участков;

б)  местоположение и характер критических элементов объекта;

в)  масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие акта незаконного вмешательства;

г)   является ли объект критически важным объектом инфраструктуры топливно-энергетического комплекса;

д)  порядок силового и технологического реагирования на установленные угрозы противоправных действий.

25.По результатам работы комиссии составляются:

а)  акт обследования объекта;

б)  техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта.

26.Акт обследования объекта составляется в 4 экземплярах, при этом 2 экземпляра остаются у субъекта топливно-энергетического комплекса для реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, 1 экземпляр направляется в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации и  1  экземпляр - в Министерство энергетики Российской Федерации.

27.В акте обследования объекта определяются:

а)  структура охраны и необходимое количество постов и маршрутов, их дислокация, требуемое количество персонала физической защиты;

б)  оборудование объекта необходимыми инженерно-техническими средствами защиты и техническими средствами охраны;

в)  принципы и параметры (в том числе временные) силового и технологического реагирования при возникновении установленных угроз для минимизации ущерба.

28.На основании утвержденного комиссией акта обследования объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывается техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта, которое является обязательным документом для разработки проектной документации инженерно-технических средств охраны объекта.

29.Техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны разрабатывается субъектом топливно-энергетического комплекса или организацией, уполномоченной на проведение данного вида работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30.Техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны согласовывается в части, их касающейся, с руководством персонала физической защиты объекта.

31.В техническом задании на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта указываются:

а)  общие сведения (наименование и состав инженерно-технических средств охраны, основание для проектирования (модернизации, реконструкции));

б)  исходные данные для проектирования, которые готовятся на основе материалов акта обследования объекта, а также физико- географических и природно-климатических условий (месторасположение, климат, показатели и режим работы объекта, численность обслуживающего персонала, план периметра, особенности рельефа, данные о наличии или возможности создания запретной зоны и зоны отторжения вдоль ограждений, перечень помещений и сооружений с указанием их особенностей, система электроснабжения, наличие и состояние существующих на объекте инженерно-технических средств охраны и др.);

в)  требования по назначению инженерно-технических средств охраны;

г)   требования по размещению инженерно-технических средств охраны;

д)  технические требования к проектируемым инженерно- техническим средствам охраны;

е)  требования к качеству и экологическим параметрам инженерно- технических средств охраны;

ж)  требования к условиям эксплуатации и устойчивости к внешним воздействиям инженерно-технических средств охраны;

з)   требования по электроснабжению и обеспечению бесперебойного электропитания инженерно-технических средств охраны;

и)  требования по защите от несанкционированных действий в отношении инженерно-технических средств охраны;

к) требования по обслуживанию и ремонту инженерно-технических средств охраны;

л) требования по квалификации и обучению обслуживающего и эксплуатирующего персонала инженерно-технических средств охраны.

32. При недостаточности или изношенности существующих инженерно-технических средств охраны объекта оформляется задание по модернизации инженерно-технических средств охраны в виде приложения к техническому заданию на их проектирование.

33.Проектная документация на инженерно-технические средства охраны утверждается субъектом топливно-энергетического комплекса.

34.Разработка документации, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

35.Проектирование, монтажные и пусконаладочные работы проводятся специализированными организациями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

36.Работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.

37.Обоснованные отступления (изменения) от проектной документации в процессе монтажа допускаются только при наличии разрешения (согласования) проектной организации, субъекта топливно- энергетического комплекса и соответствующих организаций, участвующих в утверждении и согласовании данных документов.

38.Применяемые изделия и материалы должны соответствовать проектной документации, национальным стандартам, иметь соответствующие сертификаты (в том числе на продукцию, подлежащую обязательной сертификации), технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и применимость для данных условий эксплуатации.

39.Программные продукты, а также отдельные программно¬аппаратные средства (системы), используемые в составе инженерно- технических средств охраны, должны иметь соответствующие лицензии.

40.Заказчик (субъект топливно-энергетического комплекса) заключает с подрядной организацией договор о выполнении работ. При выполнении работ несколькими организациями договор о выполнении монтажных и пусконаладочных работ заключается с основной подрядной организацией (генеральным подрядчиком).

41.   В процессе монтажа и пусконаладки инженерно-технических средств охраны должен осуществляться авторский и технический надзор.

42. По окончании монтажных и пусконаладочных работ заказчику передается комплект эксплуатационной документации, включающий сертификаты соответствия на изделия и материалы.

43.  О готовности к сдаче в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны подрядная организация письменно уведомляет заказчика.

44.  Комиссия приступает к работе по приемке инженерно- технических средств охраны на основании уведомления о готовности к сдаче.

45.Приемка инженерно-технических средств охраны в эксплуатацию производится комиссией субъекта топливно-энергетического комплекса, при этом осуществляются следующие мероприятия:

а)  проверка качества выполненных монтажных и пусконаладочных работ и их соответствие проектной документации;

б)  испытание работоспособности смонтированных инженерно- технических средств охраны на соответствие требованиям технического задания;

в)  проверка полноты и соответствия комплекта эксплуатационной документации существующим нормативам, включая сертификаты соответствия на изделия и материалы, лицензии на право использования лицензируемых продуктов;

г)   проверка подготовленности обслуживающего персонала для самостоятельной эксплуатации инженерно-технических средств охраны.

46.Инженерно-технические средства охраны считаются принятыми в эксплуатацию при выполнении следующих условий:

а)  установлено, что оборудование объекта инженерно-техническими средствами охраны выполнено в полном соответствии с проектной документацией и инженерно-технические средства охраны работоспособны;

б)  установлено, что комплект эксплуатационной документации, включая сертификаты соответствия на изделия и материалы, лицензии на право использования лицензируемых продуктов, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

в)  установлено, что персонал физической защиты охраняемого объекта обучен и подготовлен к самостоятельной эксплуатации инженерно-технических средств охраны.

47.  По окончании работы комиссии составляется акт о приемке в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны.

Акт о приемке в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны подписывается председателем и всеми членами комиссии и утверждается уполномоченным лицом субъекта топливно-энергетического комплекса.

48.В зависимости от условий эксплуатации и функциональных характеристик инженерно-технические средства охраны объекта должны удовлетворять требованиям по обеспечению промышленной, радиационной и химической безопасности, безопасности излучений и взрывобезопасности.

49.Требования к системам и элементам инженерно-технических средств охраны объекта должны обеспечиваться на всем жизненном цикле комплекса, в том числе при проектировании, осуществлении монтажных и пусконаладочных работ, эксплуатации и выводе из эксплуатации.

50.В руководствах по эксплуатации изделий, входящих в состав инженерно-технических средств охраны, и на самих изделиях указывается информация по их безопасной установке, эксплуатации и утилизации.

51.Инженерно-технические средства охраны должны удовлетворять в процессе производства, монтажа и эксплуатации требованиям по электрической, пожарной, механической и экологической безопасности, а также требованиям по электромагнитной совместимости в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

52.  Состав инженерно-технических средств охраны согласно приложению № 1 определяется категорией опасности объекта (высокая, средняя, низкая) и включает в себя необходимые системы (система охранной сигнализации, система контроля и управления доступом и др.) для его защиты.

53.  По решению субъекта топливно-энергетического комплекса объект может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны, соответствующими объекту более высокой категории опасности.

 

IV. Требования к инженерно-техническим средствам охраны

Требования к инженерно-техническим средствам защиты

 

54.   Инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглогодичную защищенность объекта от актов незаконного вмешательства путем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств.

55.   Инженерно-технические средства защиты объекта предназначены:

а)  для создания физических преград несанкционированным действиям в отношении объекта;

б)  для создания препятствий на пути движения нарушителя с целью затруднения (задержки) его продвижения к уязвимым местам, критическим элементам и на пути отхода на время, достаточное для силового или технологического реагирования, с целью минимизации возможного ущерба;

в)  для обнаружения следов нарушителя, определения направления его движения;

г)   для обеспечения прохода в охраняемые зоны только в установленных точках (пунктах) доступа;

д)для  обозначения границ охраняемых зон и предупреждения об ответственности за нарушение права собственности;

е)  для предотвращения таранного удара (прорыва) транспортными средствами уязвимых мест объекта;

ж)  для защиты обслуживающего персонала и посетителей объекта.

56.  Инженерно-технические средства защиты должны повышать эффективность функционирования системы физической защиты объекта.

57.  Выбор инженерно-технических средств защиты для критических элементов объекта конкретизируется в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны с учетом требований, установленных настоящими Правилами и правовыми актами субъекта топливно-энергетического комплекса.

58.Инженерными заграждениями являются средства и сооружения, установленные или устроенные в запретной зоне, на подступах к жизненно важным сооружениям объекта с целью затруднить движение нарушителя и создать условия для его нейтрализации.

59.Инженерные заграждения представляют собой физические барьеры специальной конструкции, расположенные на поверхности или заглубленные в грунт, оборудованные в оконном и дверном проемах, вентиляционном или другом отверстии, на крыше или внешней стене охраняемого здания (помещения).

60.  Инженерные заграждения могут быть стационарными или переносными (например, в виде проволочных ежей, спиралей и лент из колючей проволоки, малозаметных препятствий и проволочных гирлянд), установленными временно для усиления стационарных.

61.Конструкция инженерного заграждения должна быть прочной и долговечной, не иметь элементов, облегчающих нарушителю его преодоление.

62.Инженерное заграждение должно иметь минимально возможное количество пересечений с технологическими и прочими коммуникациями (трубопроводами) объекта.

63.  Инженерные заграждения могут оказывать активное воздействие на нарушителя.

64.  Противотаранное заграждение охраняемого объекта, предназначенное для остановки автотранспортных средств, выполняется в виде железобетонного цоколя основного ограждения, барьера из железобетонных блоков, металлического ежа или специального шлагбаума, а также другой конструкции, создающей гарантированное препятствие переезду или пролому.

65.  Если часть здания охраняемого объекта является составной частью периметра и выходит на неохраняемую территорию, в связи с чем существует риск совершения пролома автомобильным транспортом, перед ней устанавливаются железобетонные блоки или железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому.

66.Подземные и наземные коммуникации, имеющие выходы в виде колодцев, люков, шахт, открытых трубопроводов и каналов, оборудуются постоянными или съемными решетками с параметрами, определяемыми нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации об инженерно-технической укрепленности зданий и сооружений.

67.  Инженерные заграждения по функциональному назначению подразделяются на:

а)  основное ограждение;

б)  дополнительное ограждение;

в)  предупредительное ограждение;

г)   ограждение локальных зон.

68.  Основное ограждение является стационарным капитальным сооружением, предназначенным для:

а)  затруднения или исключения несанкционированного прохода людей, въезда транспорта на объект;

б)  задержки проникновения нарушителя (в том числе с использованием автомобильного транспорта) на объект на время, достаточное для реагирования персонала физической защиты.

69.К основному ограждению предъявляются следующие требования:

а)  конструкция и материалы должны обеспечивать высокую прочность, надежность защиты, долговечность и экономичность в эксплуатации;

б)  высота и заглубленность в грунт должны затруднять преодоление путем перелаза и подкопа (глубиной не менее 0,5 метра), а также удовлетворять режимным условиям объекта.

70.  Основное ограждение возводится по всему периметру объекта, в нем не должно быть лазов, проломов и других повреждений, незапираемых и неконтролируемых ворот и калиток. Основное ограждение может быть сплошным или просматриваемым.

71.Запретная зона, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность (деревья, кустарники, трава и др.), оборудуется в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны.

72.Выбор типа ограждения и наличие зоны (полосы) отторжения обусловливаются требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

73.  Суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения по периметру объекта должна составлять не менее 2,5 метра.

74.  При выборе типа и высоты основного ограждения должен учитываться риск совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта.

75.Сплошное ограждение может быть:

а)  железобетонным (толщина не менее 100 миллиметров);

б)  каменным, кирпичным (толщина не менее 250 миллиметров);

в)  сплошным металлическим (толщина листа не менее 2 миллиметров).

76.  Полотно просматриваемого ограждения изготавливается:

а)  из сварной металлической (стальной) сетки или решетки;

б)  из объемной или плоской спирали из колючей проволоки (ленты).

77.  В качестве полотна сетчатых (решетчатых) ограждений рекомендуется применять унифицированные сварные секции с прутками диаметром не менее 5 миллиметров, имеющими антикоррозионную защиту (полимер, хромирование, оцинкование и др.). Расстояние между прутками составляет не более 15 сантиметров.

78.Конструкции ограждений должны быть оптимизированы для установки извещателей (технических средств обнаружения) вибрационного типа и изготавливаться во всеклиматическом исполнении.

79.Не рекомендуется применение сетчатых ограждений на основе витой сетки ввиду ее пониженных эксплуатационных характеристик и худших сигнализационных качеств.

80.Для предотвращения прорыва на территорию объекта автомобильного транспорта средств на тараноопасных направлениях сетчатое (решетчатое) ограждение устанавливается на фундамент в виде железобетонного цоколя высотой не менее 0,5 метра с заглублением в грунт не менее 0,5 метра.

81.Дополнительное ограждение устанавливается вверху (должно быть просматриваемым) и (или) внизу основного ограждения для увеличения его задерживающих свойств и размещения дополнительных периметральных средств обнаружения, усиливающих сигнализационное блокирование соответственно перелаза и (или) подкопа.

82.Верхнее дополнительное ограждение представляет собой противоперелазный козырек на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты диаметром не менее 0,5 метра. В качестве козырька возможно использование проволочного или сеточного полотна шириной не менее 0,6 метра, перелаз через который блокируется периметральным средством обнаружения.

83.Нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа заглубляется в грунт на глубину не менее 0,5 метра, выполняется в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров.

84.В качестве нижнего дополнительного ограждения возможно использование проволочного или сеточного полотна шириной не менее 0,5 метра, которое блокируется противоподкопным периметральным средством обнаружения, или противотаранного цоколя основного ограждения, заглубленного в грунт на 0,5 метра и более.

85.Дополнительное ограждение следует устанавливать на крышах и стенах одноэтажных зданий, примыкающих к основному ограждению объекта или являющихся составной частью его периметра.

86.Предупредительное ограждение должно быть просматриваемым и располагаться рядом с основным (с внутренней и (или) внешней стороны). На нем размещаются предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки, а также при необходимости периметральные средства обнаружения, выдающие тревожное извещение при перелазе или разрушении полотна ограждения (пролазе).

87.Предупредительное ограждение изготавливается из металлической сетки или прутков, армированной колючей ленты и может нести функцию дополнительного с размещением на нем периметрального средства обнаружения, блокирующего перелаз.

88.Предупредительным ограждением оборудуются отдельные участки территории, критические элементы объекта, досмотровые площадки контрольно-пропускных пунктов автомобильного и железнодорожного транспорта. Высота предупредительного ограждения составляет 1,5 - 2 метра, для досмотровых площадок 2 - 2,5 метра.

89.Для удобства обслуживания систем технических средств охраны и ориентировки на объекте предупредительное внутреннее ограждение следует разбивать на отдельные участки (зоны охраны) и обозначать их. На каждом участке следует предусмотреть не менее одной запираемой и контролируемой системой охранной сигнализации калитки.

90.Для обозначения границ зон охраны, запретных зон и предупреждения о запрещении прохода используются предупредительные разграничительные знаки, в том числе для обозначения границ между постами. Они изготавливаются из листового металла или композиционного материала, надписи делаются на русском языке.

91.Для выгораживания отдельных зон внутри объекта (уязвимых мест, критических элементов) предусматривается ограждение, которое может быть аналогично основному или предупредительному.

92.Разрешается размещать на основном ограждении или рядом с ним:

а)  систему охранной сигнализации;

б)  систему охранную телевизионную;

в)  систему охранного освещения;

г)   систему оперативной связи подразделений охраны.

93.Инженерные средства и сооружения обеспечивают создание для подразделений охраны необходимых условий по выполнению задач по защите охраняемого объекта.

94.  К инженерным средствам и сооружениям относятся:

а)  запретная зона;

б)  зона (полоса) отторжения;

в)  инженерное оборудование постов охраны;

г)   защитные конструкции;

д)  запрещающие, разграничительные, указательные и предупредительные знаки.

95.При размещении в запретной зоне периметральных технических средств обнаружения ширина запретной зоны должна превышать ширину их зоны обнаружения.

96.Зона (полоса) отторжения может использоваться для установки технических средств охраны, а также организации защиты охраняемого объекта при помощи сторожевых собак, в этом случае предупредительное ограждение должно быть высотой не менее 2,5 метра.

97.К внешней и внутренней сторонам ограждений зоны (полосы) отторжения не должны примыкать здания, сооружения, пристройки, площадки для складирования оборудования и материалов, а также лесонасаждения.

98.К инженерном^' оборудованию постов охраны относятся наблюдательные вышки, постовые грибки и будки, выгородки в виде барьеров мест несения службы контролерами (постовых) в зданиях и в режимных помещениях.

99.Наблюдательные вышки (кирпичные, деревянные, металлические или из сборного железобетона) устанавливаются для увеличения и лучшего просмотра контролерами (постовыми) запретной зоны и подступов к объекту. Конструкция вышки должна обеспечивать защиту контролера (постового) от поражения стрелковым оружием. Конструкция и место размещения вышки определяются в зависимости от рельефа местности и конфигурации зоны наблюдения. Вышки оборудуются системой охранной телевизионной.

100.Постовые грибки предназначаются для размещения технических средств оперативной связи, тревожной сигнализации, постовой одежды и устанавливаются в запретной зоне (как правило, в центре участков) на расстоянии не более 1 метра от тропы наряда.

101.Постовые будки устанавливаются на контрольно-пропускных пунктах или в запретной зоне и предназначаются для размещения в них средств служебной связи, тревожно-вызывной сигнализации, кабин (лотков) с пропусками водителей транспортных средств и сопровождающих транспорт (груз) сотрудников, рамок с образцами пропусков, подписей и слепков печатей, постовой одежды.

102.  Конструкции наблюдательных вышек, постовых грибков и будок (высота, материал, цвет и др.) определяются проектной организацией при проектировании (модернизации) системы физической защиты охраняемого объекта.

103.К защитным конструкциям относятся:

а)  средства защиты оконных проемов:

бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта);

защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок);

защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.);

б)  средства защиты дверных проемов (для наружных дверей и дверей помещений критических элементов объекта):

стальные дверные конструкции;

стальные или деревянные конструкции с вставками из бронестекла или защитного остекления;

деревянные двери усиленной конструкции (обшитые железным листом или укрепленные стальными полосами).

106.Для обозначения границ участков постов в запретной зоне применяются разграничительные знаки, которые нумеруются и последовательно устанавливаются в запретной зоне на деревянных, железобетонных, металлических опорах таким образом, чтобы хорошо были видны нарядам и не просматривались посторонними лицами с внешней стороны запретной зоны.

107.   Для указания местонахождения пожарных водоемов, огнетушителей, кранов, гидрантов, пунктов извещения о пожаре на границах участков технических средств обнаружения в запретной зоне устанавливаются специальные знаки, которые изготавливаются и устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации о техническом регулировании.

108.  Предупредительные и разграничительные знаки изготавливаются согласно приложению № 2.

109.Объект оборудуется контрольно-пропускными пунктами, предназначенными для осуществления пропускного режима на охраняемой территории.

110.  Для освещения помещений контрольно-пропускных пунктов, коридоров для прохода людей, досмотровой площадки, транспорта снизу, сверху и с боков на контрольно-пропускных пунктах устанавливаются светильники охранного освещения, в том числе переносные.

111.Освещенность зон контрольно-пропускных пунктов в любое время суток составляет не менее 20 люкс - для прохода людей, не менее 75 люкс - для проходных коридоров и будок охраны, не менее 3 люкс - для досмотровой площадки.

112.Все входы в контрольно-пропускные пункты и управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения.

113.Устройства управления механизмами открывания, прохода (проезда), охранным освещением, системой охранной телевизионной, оповещением и стационарными средствами досмотра располагаются в помещении контрольно-пропускных пунктов или на их наружной стене со стороны охраняемой территории. Доступ посторонних лиц к ним исключается.

114.Комната размещения операторов технических средств охраны располагается в отдельно выделенном помещении с входной дверью, оборудованной замковым устройством, дистанционно управляемым с рабочего места одного из операторов.

115.Контрольно-пропускные пункты для прохода людей предназначены для осуществления пропускного режима при входе (выходе). Они проектируются и оборудуются с учетом требований, предъявляемых к сооружениям на периметре запретной зоны. Контрольно¬пропускные пункты для прохода людей могут быть совмещены с контрольно-пропускными пунктами для автомобильного транспорта.

116.Наружные ограждающие конструкции (стены и перекрытия, окна, дверные проемы) зданий (сооружений) контрольно-пропускных пунктов должны быть устойчивыми к внешним воздействиям. Входные двери контрольно-пропускных пунктов оборудуются смотровым глазком, переговорным устройством и внешним освещением. У двери снаружи устанавливаются телекамера для наблюдения за подступами к двери, а на рабочем месте оператора - устройство тревожной сигнализации (вызова). Входные двери должны быть изготовлены из металла и соответствовать техническому регламенту.

117.Посты на контрольно-пропускных пунктах должны иметь хороший обзор и обеспечивать защиту контролера (постового) от нападения.

118.  В здании контрольно-пропускного пункта оборудуется место (комната) досмотра, а также при необходимости помещения для хранения и оформления пропусков, камера для личных вещей сотрудников и посетителей объекта. Размеры помещений контрольно-пропускного пункта определяются проектами в зависимости от применяемых средств управления доступом.

119.  В контрольно-пропускном зале контрольно-пропускного пункта устраиваются проходы, оборудованные инженерно-техническими средствами. В комплекс инженерно-технических средств, предназначенных для оборудования одного прохода контрольно¬пропускного пункта, входят:

а)  ограждение прохода;

б)  устройство преграждающее управляемое;

в)  кабина контролера (постового) контрольно-пропускного пункта.

120.Ограждения проходов предназначены для обозначения границ прохода, разделения площади контрольно-пропускного зала между проходами и поддержания установленного порядка движения сотрудников и посетителей через контрольно-пропускной пункт.

121.Для ограждения проходов используются барьеры из металлоконструкций, дерева и других материалов. Барьеры изготавливаются решетчатыми или сплошными от пола до потолка.

122.Устройства преграждающие управляемые предназначены для перекрытия проходов и служат для организации санкционированного пропуска персонала объекта в обоих направлениях, контроля доступа на объект, а также для аварийной эвакуации персонала с территории при внештатной ситуации.

123.В качестве преграждающих устройств могут устанавливаться турникеты или механические кабины шлюзового типа.

124.Запирающие устройства устанавливаются по внешней линии кабин таким образом, чтобы образовалась сплошная линия охраны проходов контрольно-пропускного пункта.

125.Кабина контролера (постового) контрольно-пропускного пункта предназначена для размещения средств управления турникетами или проходным шлюзом.

126.Кабина контролера (постового) контрольно-пропускного пункта оснащается лотком для приема документов формата А4.

127.Кабина контролера (постового) может выполняться в виде модульной конструкции или с использованием существующего помещения, находящегося на входе здания контрольно-пропускного пункта. При проектировании и строительстве кабины принимаются меры по защите контролера (постового) от физического воздействия.

128.Контрольно-пропускные пункты для автомобильного транспорта предназначены для досмотра автомобильного транспорта и проверки людей, следующих на автомобильном транспорте, при проезде через периметр защищаемой зоны.

129.Контрольно-пропускные пункты для автомобильного транспорта состоят из досмотровой площадки (площадок) и служебных помещений. Количество досмотровых площадок зависит от интенсивности движения автомобильного транспорта через контрольно-пропускные пункты.

130.Одна досмотровая площадка устраивается при интенсивности движения до 20 единиц автомобильного транспорта в час.

131.Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

а)  иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, инженерно-технических средств охраны и для обеспечения нормальных условий работы контролера (постового) контрольно¬пропускного пункта;

б)  исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспорта;

в)  обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;

г)   быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к защите охраняемого объекта и оборудованию контрольно¬пропускного пункта;

д)  обеспечивать меры безопасности контролера (постового) контрольно-пропускного пункта.

132.Длина досмотровой площадки на одно место несения службы контролером (постовым) контрольно-пропускного пункта составляет 10-12 метров, ширина - 5 - 6 метров.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на площадке не задерживались дождевые и талые воды.

133.Поперечный уклон досмотровой площадки делается не более 2 процентов места несения службы контролером (постовым) контрольно-пропускного пункта в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Продольный уклон площадок не допускается.

134.Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

135.На проезжей части площадки выделяется место остановки автомобильного транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями и надписью "Стоп", выполненными белой краской. Допускается устанавливать дорожный информационный знак "Стоп-линия".

136.Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот на расстоянии не менее 3 метров от них наносятся поперечная линия и надпись "Стоп".

137.В целях обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта на расстоянии не менее 100 метров от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливаются дорожный запрещающий знак "Обгон запрещен", дорожный знак приоритета "Движение без остановки запрещено", не менее 50 метров - дорожный запрещающий знак "Ограничение максимальной скорости", запрещающий движение со скоростью более 5 километров в час, а перед площадкой досмотра - дорожный запрещающий знак "Контроль".

138.На подъезде к контрольно-пропускному пункту для автомобильного транспорта на территории досмотровой площадки устанавливается противотаранное устройство специальной конструкции, которое приводится в рабочее состояние с пульта управления, установленного на контрольно-пропускном пункте, или вручную.

139.Досмотровая площадка оборудуется:

а)  основными и вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами);

б)  кабинами для хранения пропусков;

в)  эстакадой;

г)   ограждением места несения службы, колесоотбоями;

д)  специальными техническими средствами досмотра.

140.Ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота оборудуются фиксаторами. Вместо ворот могут применяться автоматизированные (с ручным управлением) шлагбаумы, которые устанавливаются на линии основного офажденшз и на конце досмотровой площадки.

141.Управление воротами и шлагбаумами должно осуществляться дистанционно контролером (постовым) контрольно-пропускного пункта. На запасных въездах (выездах) могут устанавливаться немеханизированные ворота.

142.На контрольно-пропускном пункте для автомобильного транспорта устанавливаются:

а)  контрольно-пропускная кабина или турникет, оборудованные техническими средствами системы контроля и управления доступом и техническими средствами досмотра для пропуска водителей и лиц, сопровождающих транспорт (грузы);

б)  защитные барьеры для контролеров (постовых).

143.Для размещения кабин или турникетов на контрольно¬пропускных пунктах для автомобильного транспорта при необходимости могут быть построены специальные здания.

144.             Для создания условий для жизнедеятельности и выполнения служебных задач на контрольно-пропускном пункте устанавливаются постовые будки.

145.  С внутренней стороны контрольно-пропускного пункта устанавливается стационарное противотаранное подъемное устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта.

146.Досмотр автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с правовыми актами субъекта топливно-энергетического комплекса с применением специальных технических средств досмотра.

147.Контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта предназначены для досмотра железнодорожных транспортных средств (тепловозов, вагонов, платформ), грузов и проверки людей, следующих на железнодорожном транспорте, при их проезде через периметр защищаемой зоны.

148.Контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта состоят из досмотровой площадки и служебных помещений.

149.На досмотровой площадке оборудуются досмотровые эстакады.

150.Размеры досмотровой площадки должны обеспечивать одновременное расположение на ней принимаемого железнодорожного состава, а высота настила досмотровой эстакады - досмотр транспорта сверху.

151.Досмотровая площадка оборудуется следующими инженерными средствами охраны:

а)  ограждение;

б)  пост охраны;

в)  основные и вспомогательные ворота (шлагбаумы);

г)   эстакада, приставные лестницы;

д)  устройства принудительной остановки транспорта;

е)  противотаранные устройства;

ж)  спаренные башмаки.

152.В основном ограждении объекта и ограждении досмотровой площадки устанавливаются основные и вспомогательные ворота на расстоянии, обеспечивающем размещение между ними принимаемого железнодорожного состава, для образования так называемого шлюза.

153.Организация шлюзов на контрольно-пропускных пунктах объектов высокой категории опасности обязательна.

154. Ворота контрольно-пропускных пунктов для железнодорожного транспорта оборудуются со стороны территории площадки запирающими устройствами и средствами сигнализации. Проездные ворота оборудуются электромеханическим приводом с блокировкой, предотвращающей возможность одновременного открытия внешних и внутренних проездных ворот, и механизмом ручного открывания.

155.Для досмотра железнодорожного транспорта применяются досмотровые вышки, перекидные мостики, досмотровые эстакады, стремянки и подвесные подножки.

156.Досмотровые эстакады строятся с одной или двух сторон железнодорожного пути и состоят из опор, пролетного строения и 2-х лестниц. Настил пролетного строения устраивается на высоте 1,1 метра от уровня головки рельса. Для входа на пролетное строение устраиваются лестницы под углом не более 45 градусов. Лестницы и пролетные строения по всей длине оборудуются перилами. Элементы перил по отношению к оси железнодорожного пути должны находиться не ближе 1050 миллиметров.

157.Для проверки верхних люков и крыш вагонов неподвижного железнодорожного транспорта используются передвижные вышки и стремянки.

158.Для обеспечения безопасности работы контролера (постового) контрольно-пропускного пункта при проверке железнодорожного транспорта, стоящего на досмотровой площадке, применяются спаренные тормозные башмаки для предотвращения несанкционированного проезда.

159.Допускается оснащение зон досмотра техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра транспортного средства со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив. В этом случае строительство досмотровых сооружений не производится.

160.Здания (служебные помещения), выделяемые на объекте для размещения подразделений охраны, состоят из:

а)  караульного помещения;

б)  бюро пропусков;

в)  комнаты начальника подразделения охраны;

г)   комнаты начальника караула (подразделения охраны);

д)  комнаты для хранения оружия и боеприпасов.

161.При проектировании зданий (служебных помещений) охраны должны соблюдаться следующие требования:

а)  размещение в одном здании;

б)  обособленность караульного помещения и бюро пропусков от других помещений объекта;

в)  расположение караульного помещения и бюро пропусков на первом этаже;

г)   наличие обособленного выхода из караульного помещения на территорию объекта.

162.При размещении подразделений охраны на территории объекта должны учитываться:

а)  местоположение, обеспечивающее быстрое реагирование подразделения охраны на выявленные нарушения;

б)  физическая защищенность личного состава в помещении;

в)  обеспечение возможности прокладки кабельных коммуникаций инженерно-технических средств охраны;

г)   обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и служебной документации;

д)  обеспечение сохранности закрытой служебной информации;

е)  обеспечение возможности быстрой эвакуации личного состава при возникновении чрезвычайной ситуации.

163.Караульное помещение располагается в пределах защищаемой и охраняемой зон объекта.

Допускается совмещение караульного помещения с административно-бытовым корпусом и с контрольно-пропускным пунктом.

164.Караульное помещение размещается так, чтобы время прибытия подвижных нарядов на максимально удаленные посты или участки периметра не превышало установленных нормативов.

При большом удалении постов охраны от караульного помещения предусматриваются автомобильные дороги, а подразделения охраны оснащаются соответствующим мото- или автомобильным транспортом.

165.Караульное помещение склада взрывчатых материалов размещается в зоне (полосе) отторжения объекта и имеет ограждение периметра (выгородку), оборудованное охранной сигнализацией.

Караульные помещения определяются исходя из перечня согласно приложению № 3.

166.Бюро пропусков размещается в здании основного (центрального) контрольно-пропускного пункта или рядом с ним.

167.Комната начальника подразделения охраны может размещаться в здании управления объекта при обязательном оснащении ее прямой оперативной связью с начальником караула.

168.  Комната для хранения оружия и боеприпасов размещается в помещении, смежном с комнатой начальника караула.

При этом дверь комнаты для хранения оружия должна находиться под постоянным контролем начальника караула.

169.Оборудование комнат для хранения оружия и боеприпасов должно соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.